Обзор типичных нарушений, выявляемых при государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений за второе полугодие 2022 года

Во втором полугодии 2022 года при подготовке документов для государственной регистрации органами местного самоуправления допускались нарушения действующего законодательства, что привело к отказам Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области  (далее – Управление) в государственной регистрации уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, также имели место возвраты представленных на государственную регистрацию документов.

Далее на примерах рассмотрен ряд выявленных несоответствий (нарушений), встречающихся в муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований и уставах, представляемых для государственной регистрации, а также основания для возврата документов, представленных для государственной регистрации.

  1. Нарушение порядка принятия уставов муниципальных образований.

В нарушение требований, предусмотренных частью 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,   (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования публиковался менее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования.

В нарушение требований, предусмотренных пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ на публичные слушания должен выносится проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, однако, публичные слушания по проекту не проводились.

За второе полугодие 2022 года по указанным основаниям отказано в государственной регистрации 3 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

На основании части 8 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»  принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав не является препятствием для повторного представления для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в заключении об отказе в государственной регистрации.

  1. Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ
    «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее — Федеральный закон № 97-ФЗ) предусмотрены основания для возврата главе муниципального образования устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав:

1) не представлены документы, предусмотренные частью 2 или 4 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ;

2) представленные документы не соответствуют требованиям, установленным частью 3 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ;

3) устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования направлены в регистрирующий орган не уполномоченным лицом;

4) порядок представления документов в электронном виде нарушен и (или) представленные документы не соответствуют форматам, определенным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

В нарушение требований, предусмотренных Федеральным законом  № 97-ФЗ, документы (часть документов) представлены не в полном объеме, страницы  не пронумерованы, не прошиты и не скреплены печатью представительного органа муниципального образования.

По данным основаниям Управлением возвращено 6 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципального образования.

При подготовке документов органами местного самоуправления допускалось их неправильное формирование и оформление. Так, в уставах и муниципальных правовых актах о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований имелись нарушения требований юридической техники и терминологии.

Кроме того, в муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования имело место несоответствие нумерации его положений (абзацев, пунктов, частей, статей) положениям Устава муниципального образования.

Частью 6 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ закреплено право главы муниципального образования отозвать документы, представленные для государственной регистрации, до принятия регистрирующим органом решения об их государственной регистрации или об отказе в их государственной регистрации.

Во втором полугодии 2022 года указанным правом воспользовались главы 7 муниципальных образований Рязанской области.

Основными причинами выявленных несоответствий действующему законодательству при принятии муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований являются: недостаточный опыт и юридическая квалификация специалистов муниципальных образований, технические ошибки и опечатки, допускаемые при подготовке документов.

Управление, в соответствии с Федеральным законом № 97-ФЗ  проверяет соответствие устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования)  Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации на дату государственной регистрации данного устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования).

Вместе с тем, обращаем внимание, что устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования и документы, указанные в частях 2 и 4 статьи 3 Федерального закона «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», могут быть представлены для государственной регистрации в электронном виде  в порядке и форматах, определенных приказом Минюста России от 20.05.2021 № 79 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него, порядка и форматов представления на государственную регистрацию уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в электронном виде, а также порядка направления уведомления о включении сведений об указанных актах в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации и формы такого уведомления».

Электронная регистрация — это очень нужная, давно ожидаемая процедура, которая отменяет необходимость пересылки документов.  Упрощение процедуры регистрации и переход на электронный документооборот – это требование времени.

В настоящее время 9 муниципальных образований Рязанской области перешли на государственную регистрацию в электронном виде.

Прошедшие государственную регистрацию документы в день регистрации включаются в государственный реестр уставов муниципальных образований. Актуальную редакцию уставов муниципальных образований можно посмотреть на правовом портале Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф).

Данный обзор и Методические рекомендации по подготовке и направлению на государственную регистрацию устава муниципального образования и муниципального правового акта о внесении в него изменений и дополнений размещены на сайте Управления (http://to62.minjust.gov.ru).

Запись опубликована в рубрике Материалы Минюста, Методические материалы, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.