Особо ответственная миссия

Василий Фомин – о проблемах местного самоуправления и путях их решения

С 2006 года в регионе системно и плодотворно работает ассоциация «Совет муниципальных образований Рязанской области». Сегодня она объединяет все 290 муниципалитетов на территории области. Муниципальная власть, как известно, самая близкая к людям. Оперативно и качественно решать бесчисленное число проблем, возникающих на местах и волнующих жителей, – это особо ответственная миссия. Как сегодня работает Совет муниципальных образований, какова его роль в развитии местного самоуправления, какие проблемы и перспективы есть у муниципалитетов? На эти вопросы отвечает председатель Совета муниципальных образований Рязанской области
Василий Михайлович ФОМИН.

Р.В. – Василий Михайлович, расскажите, как в сегодняшних условиях работает совет.

В.Ф. – Приоритетными направлениями нашей работы мы считаем нормотворческую деятельность, оказание муниципалам консультативной помощи, разработку совместно с министерством по делам территорий и информационной политике модельных правовых актов и методических материалов. Мы проводим совместно с органами государственной власти семинары по актуальным вопросам местного самоуправления, продолжаем выстраивать межмуниципальное сотрудничество.

В ряду важнейших направлений деятельности совета – сотрудничество и взаимодействие с правительством области, мониторинг и систематизация проблем, выработка согласованных позиций, что дает несомненную пользу муниципальным образованиям. Я с удовольствием отмечаю, что наши просьбы, письма, запросы в адрес исполнительных и законодательных органов власти Рязанской области не остаются без внимания. Сегодня совет является координирующим органом, площадкой обмена опытом, двигателем развития отношений органов местного самоуправления с региональной властью.

Важное значение для нас имеет процесс согласования советом проектов нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы местного самоуправления. Это позволяет своевременно учесть наши замечания, предложения еще на стадии разработки нормативных правовых актов. Так, например, недавно нам пришлось вырабатывать совместные решения по проектам региональных законов, разработанных главным управлением архитектуры и градостроительства области, – о порядке определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий и о перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Рязанской области. Исходя из предложений, поступивших от муниципальных образований, мы провели отдельные встречи с разработчиком, ряд совещаний, обсуждение возникших вопросов в режиме видеоконференцсвязи. Только после этого проекты были вынесены на заседание правительства области.

Р.В. – Какие наиболее острые проблемы муниципальной власти вы бы выделили?

В.Ф. – Сегодня ключевая задача в работе органов местного самоуправления – снижение дотационной зависимости муниципальных образований, чего нельзя достигнуть без проведения активной работы по собираемости местных налогов. Для этого необходимо улучшить взаимодействие с налоговыми органами, уделить особое внимание сбору налогов на доходы физических лиц, учитывая экономическую ситуацию на предприятиях, уровень средней заработной платы, неформальную занятость населения. Также для увеличения финансовой самостоятельности бюджетов необходимо совершенствовать работу в области усиления контроля за обеспечением учета объектов имущества и земель.

Следующая проблема – это кадры органов местного самоуправления. Мы не скрываем, что сегодня происходит старение муниципальных служащих, особенно в сельских поселениях, что влечет за собой снижение качества муниципального управления. Низкая заработная плата муниципальных служащих в селе приводит к тому, что молодые специалисты не возвращаются домой, предпочитая трудоустраиваться в городах.

Остается нерешенной на протяжении многих лет проблема функционирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Это и значительный износ коммунальных сетей, и деятельность управляющих компаний, и долги как жителей, так и муниципальных предприятий ЖКХ. Более половины своего рабочего времени руководители муниципалитетов тратят на решение данных вопросов.

Немаловажной проблемой муниципалитетов являются вопросы их взаимодействия с контрольно-надзорными органами. Хотя в последнее время есть некоторое снижение количества выявленных нарушений и принятие мер прокурорского реагирования, уменьшилось число запросов от этих органов, все же вопросы остаются. Муниципалитеты должны быть более защищенными от произвола контролирующих органов.

Р.В. – Какими вы видите первостепенные задачи по решению проблем, стоящих перед муниципальным сообществом региона?

В.Ф. – Их много, но в первую очередь нам необходимо продолжать работу по оптимизации системы управления органов местного самоуправления. Это создание единых администраций в административных центрах районов области и объединение (укрупнение) сельских поселений. Так к ранее созданным единым администрациям в шести муниципальных районах с 1 января 2019 года прибавятся новые: процесс объединения произойдет в Ермишинском, Захаровском, Кадомском, Милославском, Михайловском и Путятинском районах.

За последние два года в результате объединения сельских поселений их количество уменьшилось на 17 поселений. Это нужная работа, целью которой становится улучшение качества обслуживания населения, более эффективное решение вопросов местного значения, оптимизация расходов.

В числе наиболее важных задач – благоустройство наших населенных пунктов. По сути, это вопрос качества и комфортности среды проживания людей. В обращениях к региональным и муниципальным властям, депутатскому корпусу эти вопросы стоят на первом месте. Сегодня в результате проведения областного конкурса на лучшее муниципальное образование по благоустройству (кстати, возо­бновленного губернатором Рязанской области Николаем Любимовым по просьбе Совета муниципальных образований), реализации федерального приоритетного проекта создания комфортной городской среды многие наши населенные пункты стали красивее, уютнее и ухоженнее. И, конечно, реализация региональных проектов по местным инициативам как в этом году, так и в следующем, с выделением средств регионального и муниципального бюджетов, а также софинансированием со стороны жителей, явится мощнейшим стимулом населению региона для создания комфортной и благоприятной среды на территориях муниципальных образований.

В заключение, встречая 2019 год, я хочу поблагодарить всех муниципальных работников за активную жизненную позицию, за личный вклад в развитие местного самоуправления в регионе. Надеюсь, что и в следующем году мы продолжим активную совместную работу по дальнейшему развитию местного самоуправления в интересах населения Рязанской области.

Подготовила
Татьяна Корзунина

На сегодняшний день общее количество муниципальных образований в Рязанской области – 290, из них 4 городских округа, 25 муниципальных районов, 29 городских поселений, 232 сельских поселения.

Источник областная газета «Рязанские ведомости»

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.