ОВ первом полугодии 2024 года при подготовке документов для государственной регистрации органами местного самоуправления допускались нарушения действующего законодательства, что привело к отказам Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области (далее – Управление) в государственной регистрации уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, также имели место возвраты представленных на государственную регистрацию документов.
Далее на примерах рассмотрен ряд выявленных несоответствий (нарушений), встречающихся в муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований, а так же основания для возврата документов, представленных для государственной регистрации.
1. Нарушение порядка принятия Решений о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований.
В нарушение требований, предусмотренных частью 4 статьи 44
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации»,
(далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) проект муниципального правового акта о
внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования публиковался
менее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава
муниципального образования.
За первое полугодие 2024 года по указанному основанию отказано в государственной регистрации 4 муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований.
2. Нарушение действующего законодательства при принятии Решений о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований.
а) Решения о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований предусматривали, что к вопросам местного значения сельских поселений относится осуществление выявления объектов накопленного вреда окружающей среде и организация ликвидации такого вреда применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности поселения, а так же принятие решений и проведение на территории поселения мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, направление сведений о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
Однако, согласно части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ и статье 2.1 Закона Рязанской области от 05.12.2014 № 87-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» (далее — Закон Рязанской области № 87-ОЗ) указанные вопросы местного значения к полномочиям сельских поселений не относятся.
Таким образом, положения
Решений о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований,
определяющие вопросы местного значения противоречили части 3 статьи 14
Федерального закона № 131-ФЗ и статье 2.1 Закона Рязанской области
№ 87-ОЗ и содержали коррупциогенный фактор — наличие
дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления.
б) Согласно части 5 статьи 27.1 Федерального закона № 131- ФЗ срок полномочий старосты сельского населенного пункта устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет, однако уставом муниципального образования данный срок не установлен.
Таким образом, положения Решений о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований, определяющие срок полномочий старосты противоречили части 5 статьи 27.1 Федерального закона № 131- ФЗ и содержали коррупциогенный фактор — отсутствие и неопределенность сроков.
По указанным основаниям в 1 полугодии 2024 года отказано в государственной регистрации 4 муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований.
На основании части 8 статьи 4 Федерального закона
от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных
образований» (далее — Федеральный закон № 97-ФЗ) принятие регистрирующим
органом решения об отказе в государственной регистрации устава муниципального
образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав не
является препятствием для повторного представления для государственной
регистрации после устранения нарушений, указанных в заключении об отказе в
государственной регистрации.
Таким образом, на конец первого полугодия 2024 года после отказа в государственной регистрации приведено в соответствие с действующим законодательством 3 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы муниципальных образований.
3. Федеральным законом № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» предусмотрены основания для возврата главе муниципального образования устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав:
1) не представлены документы, предусмотренные частью 2 или 4 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ;
2) представленные документы не соответствуют требованиям, установленным частью 3 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ;
3) устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования направлены в регистрирующий орган не уполномоченным лицом;
4) порядок представления документов в электронном виде нарушен и (или) представленные документы не соответствуют форматам, определенным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
В нарушение требований, предусмотренных Федеральным законом № 97-ФЗ, документы (часть документов) представлены не в полном объеме, страницы не пронумерованы, не прошиты и не скреплены печатью представительного органа муниципального образования.
По данным основаниям Управлением возвращено 11 муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований.
При подготовке документов органами местного самоуправления допускалось их неправильное формирование и оформление. Так, в уставах и муниципальных правовых актах о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований имелись нарушения требований юридической техники и терминологии.
Кроме того, в муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований имели место несоответствия нумераций их положений (абзацев, пунктов, частей, статей) положениям уставов муниципальных образований.
Частью 6 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ закреплено право главы муниципального образования отозвать документы, представленные для государственной регистрации, до принятия регистрирующим органом решения об их государственной регистрации или об отказе в их государственной регистрации.
В первом полугодии 2024 года указанным правом воспользовались главы 6 муниципальных образований Рязанской области.
Основными причинами выявленных несоответствий при принятии муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований являются несвоевременное отслеживание изменений федерального и регионального законодательства, а так же технические ошибки и опечатки, допускаемые при подготовке документов.
Управление, в соответствии с Федеральным законом № 97-ФЗ проверяет соответствие устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации на дату государственной регистрации данного устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования).
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования и документы, указанные в частях 2 и 4 статьи 3 Федерального закона № 97- ФЗ могут быть представлены для государственной регистрации в электронном виде в порядке и форматах, определенных приказом Минюста России от 20.05.2021 № 79 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него, порядка и форматов представления на государственную регистрацию уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в электронном виде, а также порядка направления уведомления о включении сведений об указанных актах в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации и формы такого уведомления».
В настоящее время 33 муниципальных образования Рязанской области перешли на государственную регистрацию в электронном виде.
Прошедшие государственную регистрацию документы в день регистрации включаются в государственный реестр уставов муниципальных образований. Актуальную редакцию уставов муниципальных образований можно посмотреть на правовом портале Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф).
Данный обзор и Методические рекомендации по подготовке и направлению на государственную регистрацию устава муниципального образования и муниципального правового акта о внесении в него изменений и дополнений размещены на сайте Управления http://to62.minjust.gov.ru