Обзор типичных нарушений, выявляемых при государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений за первое полугодие 2024 года

ОВ первом полугодии 2024 года при подготовке документов для государственной регистрации органами местного самоуправления допускались нарушения действующего законодательства, что привело к отказам Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области  (далее – Управление) в государственной регистрации уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, также имели место возвраты представленных на государственную регистрацию документов.

Далее на примерах рассмотрен ряд выявленных несоответствий (нарушений), встречающихся в муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований, а так же основания для возврата документов, представленных для государственной регистрации.

1. Нарушение порядка принятия Решений о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований.

В нарушение требований, предусмотренных частью 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
(далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования публиковался менее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования.

За первое полугодие 2024 года по указанному основанию отказано в государственной регистрации 4 муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований.

2. Нарушение действующего законодательства при принятии Решений о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований.

а) Решения о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований предусматривали, что к вопросам местного значения сельских поселений относится осуществление выявления объектов накопленного вреда окружающей среде и организация ликвидации такого вреда применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности поселения, а так же принятие решений и проведение на территории поселения мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, направление сведений о правообладателях данных объектов недвижимости для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.

Однако, согласно части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ и статье 2.1 Закона Рязанской области от 05.12.2014 № 87-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» (далее — Закон Рязанской области № 87-ОЗ)  указанные вопросы местного значения к полномочиям сельских поселений не относятся.

Таким образом, положения Решений о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований, определяющие вопросы местного значения противоречили части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ и статье 2.1 Закона Рязанской области
№ 87-ОЗ и содержали коррупциогенный фактор — наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления.

б) Согласно части 5 статьи 27.1 Федерального закона № 131- ФЗ срок полномочий старосты сельского населенного пункта устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет, однако уставом муниципального образования данный срок не установлен.

Таким образом, положения Решений о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований, определяющие срок полномочий старосты противоречили части 5 статьи 27.1 Федерального закона № 131- ФЗ и содержали коррупциогенный фактор — отсутствие и неопределенность сроков.

По указанным основаниям в 1 полугодии 2024 года отказано в государственной регистрации 4 муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований.

На основании части 8 статьи 4 Федерального закона
от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее — Федеральный закон № 97-ФЗ) принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав не является препятствием для повторного представления для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в заключении об отказе в государственной регистрации.

Таким образом, на конец первого полугодия 2024 года после отказа в государственной регистрации приведено в соответствие с действующим законодательством 3 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

3. Федеральным законом № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» предусмотрены основания для возврата главе муниципального образования устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав:

1) не представлены документы, предусмотренные частью 2 или 4 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ;

2) представленные документы не соответствуют требованиям, установленным частью 3 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ;

3) устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования направлены в регистрирующий орган не уполномоченным лицом;

4) порядок представления документов в электронном виде нарушен и (или) представленные документы не соответствуют форматам, определенным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

В нарушение требований, предусмотренных Федеральным законом  № 97-ФЗ, документы (часть документов) представлены не в полном объеме, страницы  не пронумерованы, не прошиты и не скреплены печатью представительного органа муниципального образования.

По данным основаниям Управлением возвращено 11 муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований.

При подготовке документов органами местного самоуправления допускалось их неправильное формирование и оформление. Так, в уставах и муниципальных правовых актах о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований имелись нарушения требований юридической техники и терминологии.

Кроме того, в муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований имели место несоответствия нумераций их положений (абзацев, пунктов, частей, статей) положениям уставов муниципальных образований.

Частью 6 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ закреплено право главы муниципального образования отозвать документы, представленные для государственной регистрации, до принятия регистрирующим органом решения об их государственной регистрации или об отказе в их государственной регистрации.

В первом полугодии 2024 года указанным правом воспользовались главы 6 муниципальных образований Рязанской области.

Основными причинами выявленных несоответствий при принятии муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований являются несвоевременное отслеживание изменений федерального и регионального законодательства, а так же технические ошибки и опечатки, допускаемые при подготовке документов.

Управление, в соответствии с Федеральным законом № 97-ФЗ проверяет соответствие устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования)  Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации на дату государственной регистрации данного устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования).

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования и документы, указанные в частях 2 и 4 статьи 3 Федерального закона № 97- ФЗ могут быть представлены для государственной регистрации в электронном виде в порядке и форматах, определенных приказом Минюста России от 20.05.2021 № 79 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него, порядка и форматов представления на государственную регистрацию уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в электронном виде, а также порядка направления уведомления о включении сведений об указанных актах в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации и формы такого уведомления».

В настоящее время 33 муниципальных образования Рязанской области перешли на государственную регистрацию в электронном виде.

Прошедшие государственную регистрацию документы в день регистрации включаются в государственный реестр уставов муниципальных образований. Актуальную редакцию уставов муниципальных образований можно посмотреть на правовом портале Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф).

Данный обзор и Методические рекомендации по подготовке и направлению на государственную регистрацию устава муниципального образования и муниципального правового акта о внесении в него изменений и дополнений размещены на сайте Управления http://to62.minjust.gov.ru

Запись опубликована в рубрике Материалы Минюста, Методические материалы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.