Во втором полугодии 2022 года при подготовке документов для государственной регистрации органами местного самоуправления допускались нарушения действующего законодательства, что привело к отказам Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области (далее – Управление) в государственной регистрации уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, также имели место возвраты представленных на государственную регистрацию документов.
Далее на примерах рассмотрен ряд выявленных несоответствий (нарушений), встречающихся в муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований и уставах, представляемых для государственной регистрации, а также основания для возврата документов, представленных для государственной регистрации.
- Нарушение порядка принятия уставов муниципальных образований.
В нарушение требований, предусмотренных частью 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования публиковался менее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования.
В нарушение требований, предусмотренных пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ на публичные слушания должен выносится проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, однако, публичные слушания по проекту не проводились.
За второе полугодие 2022 года по указанным основаниям отказано в государственной регистрации 3 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.
На основании части 8 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав не является препятствием для повторного представления для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в заключении об отказе в государственной регистрации.
- Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ
«О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее — Федеральный закон № 97-ФЗ) предусмотрены основания для возврата главе муниципального образования устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав:
1) не представлены документы, предусмотренные частью 2 или 4 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ;
2) представленные документы не соответствуют требованиям, установленным частью 3 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ;
3) устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования направлены в регистрирующий орган не уполномоченным лицом;
4) порядок представления документов в электронном виде нарушен и (или) представленные документы не соответствуют форматам, определенным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
В нарушение требований, предусмотренных Федеральным законом № 97-ФЗ, документы (часть документов) представлены не в полном объеме, страницы не пронумерованы, не прошиты и не скреплены печатью представительного органа муниципального образования.
По данным основаниям Управлением возвращено 6 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципального образования.
При подготовке документов органами местного самоуправления допускалось их неправильное формирование и оформление. Так, в уставах и муниципальных правовых актах о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований имелись нарушения требований юридической техники и терминологии.
Кроме того, в муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования имело место несоответствие нумерации его положений (абзацев, пунктов, частей, статей) положениям Устава муниципального образования.
Частью 6 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ закреплено право главы муниципального образования отозвать документы, представленные для государственной регистрации, до принятия регистрирующим органом решения об их государственной регистрации или об отказе в их государственной регистрации.
Во втором полугодии 2022 года указанным правом воспользовались главы 7 муниципальных образований Рязанской области.
Основными причинами выявленных несоответствий действующему законодательству при принятии муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований являются: недостаточный опыт и юридическая квалификация специалистов муниципальных образований, технические ошибки и опечатки, допускаемые при подготовке документов.
Управление, в соответствии с Федеральным законом № 97-ФЗ проверяет соответствие устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации на дату государственной регистрации данного устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования).
Вместе с тем, обращаем внимание, что устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования и документы, указанные в частях 2 и 4 статьи 3 Федерального закона «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», могут быть представлены для государственной регистрации в электронном виде в порядке и форматах, определенных приказом Минюста России от 20.05.2021 № 79 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него, порядка и форматов представления на государственную регистрацию уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований в электронном виде, а также порядка направления уведомления о включении сведений об указанных актах в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации и формы такого уведомления».
Электронная регистрация — это очень нужная, давно ожидаемая процедура, которая отменяет необходимость пересылки документов. Упрощение процедуры регистрации и переход на электронный документооборот – это требование времени.
В настоящее время 9 муниципальных образований Рязанской области перешли на государственную регистрацию в электронном виде.
Прошедшие государственную регистрацию документы в день регистрации включаются в государственный реестр уставов муниципальных образований. Актуальную редакцию уставов муниципальных образований можно посмотреть на правовом портале Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф).
Данный обзор и Методические рекомендации по подготовке и направлению на государственную регистрацию устава муниципального образования и муниципального правового акта о внесении в него изменений и дополнений размещены на сайте Управления (http://to62.minjust.gov.ru).